Владимир Хакимович Бердин, Марина Евгеньевна Ленева Заключительный отчет - страница 12

^ 5.5. Порядок работы государственных органов
В данном разделе рассматриваются 2 функции:
1) кто и когда назначает базовый уровень и
2) кто и когда следит за его соблюдением

Правительство РФ уполномочивает ^ Федеральный орган, ответственный за управление сокращением выбросов ПГ. Вероятно, это тот же орган, который отвечает за учет. Но другой орган должен отвечать за урегулирование отношений по снижению выбросов (контроль, типа инспекции). И совсем уж точно, что другой орган или организация должен вести Регистр.

Федеральный орган, на основании международных обязательств и планов социально-экономического развития дает предложения по общему допустимому объему выбросов ПГ на определенный период (например, не позднее, чем за 2,5 года до начала данного периода).

Тут важны именно выбросы, поглощение рассматривается в РКИК отдельно и не регламентируется, хотя та или иная часть поглощения может быть зачтена как «компенсация» выброса РФ. Это должно учитываться при определении общего объема выбросов, но затем задается именно объем выбросов, а не выбросы минус поглощение, эти вещи не равноправны по Киотскому протоколу и не могут автоматически вычитаться и на уровне предприятий тоже.

Общий допустимый объем утверждается Правительством. После утверждения общего объема Федеральный орган подготавливает базовые уровни выбросов для Субъектов РФ на тот же период и предлагает их на утверждение в Правительство (например, не позднее, чем за 2 года до начала данного периода).

Субъекты Федерации уполномочивают региональные органы по управлению сокращением на территории данного Субъекта. Региональные органы подготавливают базовые уровни выбросов для предприятий и организаций на территории Субъекта РФ и представляют на утверждение Субъекта РФ.

Региональные органы, на основании данных ежегодных кадастров, ежегодно дают информацию о несоответствии (превышении) выбросов предприятий и организаций относительно их базовых уровней. Информация должна направляться в Федеральный орган, в Субъект Федерации и в данное предприятие.

То есть каждый год Региональный орган следит, нет ли превышения и информирует об этом, а в конце всего периода обязательств составляет список нарушителей.

В случае превышения базового уровня выбросов предприятия за весь период в целом (например, за 2008-2012 годы) и при отсутствии подлежащих погашению разрешений на выбросы Региональный орган делает Представление о нарушении базового уровня, после чего нарушитель должен в 3 месячный срок погасить превышение базового уровня с помощью покупки разрешений на выбросы.

В случае, если это не сделано, или сделано в недостаточном объеме, информация направляется в Уполномоченный Орган Правительства РФ по урегулированию отношений в сфере сокращения выбросов.


^ Уполномоченный Орган Правительства РФ по урегулированию отношений в сфере сокращения выбросов играет роль Инспекции – независимого контрольного органа, причем только федерального уровня.

Информация о нарушении поступает в Инспекцию от Федерального органа или Региональных органов по управлению сокращением выбросов ПГ, от Субъектов РФ, от органов местного самоуправления и общественных организаций. По получении информации о нарушении Инспекция проводит дополнительную проверку информации (например, в 6 месячный срок). При подтверждении нарушения принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, при невыполнении предписаний специально уполномоченных органов охраны окружающей среды.
^ 5.6. Учет объемов выбросов парниковых газов и движения квот
Ответственность за выполнение международных обязательств по РКИК, включая и учет выбросов ПГ, лежит на Правительстве РФ. Правительство РФ уполномочивает Федеральный орган РФ: вести на федеральном уровне учет выбросов ПГ источниками и их поглощения (абсорбции) поглотителями, попадающими в сферу действия РКИК; выпускать Государственный доклад (Национальное Сообщение РФ по РКИК); направлять в международные органы РКИК Национальное Сообщение и Кадастр ПГ, в соответствии порядком, установленным РКИК. Федеральный орган ведет Кадастр выбросов и поглотителей ПГ.

Субъекты РФ ведут учет ПГ в соответствии с порядком ведения федерального Кадастра, уполномочивают свои органы, ответственные за учет ПГ. Орган Субъекта РФ ведет учет выбросов ПГ источниками и их поглощения (абсорбции) поглотителями, попадающими в сферу действия международных соглашений, стороной которых является РФ, на территории Субъекта РФ; информирует Федеральный орган, уполномоченный за учет ПГ, органы Субъекта РФ и местного самоуправления о результатах учета (направляет Кадастр ПГ Субъекта РФ).

То есть предлагается схема ^ Федеральный орган -> Субъект федерации -> орган Субъекта -> предприятия. А не схема Федеральный орган -> территориальный орган федерального -> предприятия.

В правовой формулировке государственного регулирования выбросов предприятий, важно иметь в виду, что Кадастр это просто формализованный по формату РКИК учет. Имущественные права на единицы сокращения выбросов и ведение трансакций с этими единицами находятся в ведении Регистра (это разные органы и по охвату и по силу контролирующих функций, как записано в решениях РКИК). Регистр это реестр владельцев единиц сокращения выбросов, а кадастр – гораздо более широкий учет всех выбросов от источников и адсорбции поглотителями, подпадающими под Киотский протокол.

^ Правительство РФ утверждает Порядок и Методику ведения Кадастра выбросов от источников и адсорбции поглотителями, подготавливаемые федеральным органом, ответственным за охрану окружающей среды, и отвечающие требованиям РКИК по сфере охвата, детальности и формату отчетности. Методика ведения кадастра единая и для федерального уровня и для регионального уровня. Кадастр на федеральном уровне ведется Федеральным органом на основании данных Региональных уполномоченных органов Субъектов РФ, ведущих региональные кадастры. Региональные кадастры ведутся на основании данных по выбросам ПГ, получаемых от предприятий.

Данные рассчитываются в соответствии с Методикой по данным о потреблении топлива и объемах производимой продукции (если иное не оговорено в Методике). В исключительных случаях, оговоренных в Методике, ведется измерение выбросов. Отчетность ведется в соответствии с Порядком ведения Кадастра. Отчетность представляется предприятиями и организациями ежегодно к 15 апреля года, следующего за отчетным. Лежащая на предприятиях ответственность за представление данных та же, что и при представлении государственной статистической отчетности. В упрощенном смысле это дополнение государственной статистической отчетности еще одной формой. Большая часть данных для этой формы просто переписывается из других форм (данные по расходу топлива), а небольшая часть может быть новыми данными (особенно когда дело касается лесного хозяйства и захоронения отходов).

^ Правительство уполномочивает независимую организацию вести Регистр прав собственности на сертификаты (разрешения на выбросы), вести регистрацию сделок на передачу разрешений, вести погашение разрешений в конце определенного периода, для которого установлен базовый уровень. Порядок ведения Регистра разрабатывается федеральным органом, ответственным за экономические механизмы регулирования объемов выбросов. Порядок по структуре и техническим параметрам соответствует с требованиями РКИК. Порядок утверждается Правительством РФ. Независимая организация проходит в установленном РКИК порядке регистрацию в органах РКИК.

Регистр ведет работу с разрешениями, находящимися во владении Правительства РФ, Субъектов РФ, предприятий, ведущих хозяйственную деятельность на территории РФ и зарегистрированных в установленном порядке. Предметом регистрации являются единицы, определяемые решениями РКИК по Киотскому протоколу (Единицы Установленных Количеств при торговле квотами, Единицы Сокращения Выбросов при выполнении Проектов Совместного Осуществления и т.п.).

4519388095584337.html
4519560100027482.html
4519781309034929.html
4519863052621836.html
4519976768313412.html